Translate this blog

воскресенье, 31 июля 2016 г.

Спуститься с небес на землю..

Иногда человек стремится к чему-то, а получив желаемое, это оказывается совсем не то, что ему было нужно. В моем случае я прошла долгий путь, чтобы стать бортпроводником, полетала меньше чем полгода, выплатила неустойку (равную трехзначному числу), за не отработанный контракт, и стала самым счастливым человеком на земле! Счастье –оно не в небе, оно быть тут, на земле: когда твой телефон «вне доступа» только в метро, а не по 10 часов, когда ты спишь ночами и можешь планировать свою жизнь не на максимум 3 дня вперед.


  
Меньше чем 2 года назад я была уверена, что работа бортпроводником мне даст:
-хорошую зарплату (оказалось очень даже средненькую)
-возможность говорить на английском языке, знакомиться с разными людьми и культурами (я ошиблась)
-возможность увидеть какие-то новые места, моя жизнь будет полна впечатлений (я ошиблась)
-работа в престижной компании, развитие, рост, уважение (тут я очень сильно ошиблась)

Сейчас эти пункты можно перенести в рубрику "ожидание и реальность"

Мне всегда казалось, что я не люблю рутину и одинаковые дни.
Оказалось не настолько. Есть вещи, которые нам приходится планировать: поход к врачу, например. Да и согласитесь, что жизнь- это не только работа, это личная жизнь, кино, театры, выставки.. Всё, где билеты покупаются заранее становится чем-то неопределённым, потому что  есть огромная вероятность, что в этот день вы улетите. (например в Караганду.) 

Конечно, можно заказывать выходные. Заранее, недели за 3 вы их заказали. И вам даже поставили "одобрено". А потом за пару дней до "той самой даты" Вам приходит наряд: "Караганда". Вы звоните врачу- отменяете запись, звоните молодому человеку- говорите, что вам поставили рейс и театр отменяется, а друзьям уже можно посылать автоматическое сообщение "прости, улетаю, встретиться не сможем.. Как-нибудь в другой раз..."

О количестве рейсов в месяц поговорим позже, но моя жизнь стала выглядеть так:

-До того момента, как я начала летать, я искренне была убеждена, что бортпроводники образованные, у них у всех хорошее знание языка (и не только английского!). В реальности с большинством коллег мне не было о чем поговорить. Совсем. Типичный вопрос- чем ты до этого занимался?
-Я меха продавала
-Я такси водила 
-А я... Да чего я, все равно сейчас на одной работе, пошли мусор собирать. Держите вам большую мусорку, а мне маленькую. Выкатываемся:) 

Несмотря на то, что на сайте компании написано гордое "уровень английского не ниже intermediate" с реальностью это не сочетается совсем. Откровенно говоря, мне надоело ходить и переводить коллегам простейшие предложения, но ещё хуже было слушать практически в каждом рейсе отвратительное произношение старшего бортпроводника. Тут без комментариев. Лингвисты, хоть раз слышавшие такую читку, поймут. Стыдно.
Повесили себе планку-так держите её, не можете держать- снижайте.
А то получается как на картинке:


Я много читала информации в интернете перед собеседованием, но есть вещи, о которых почему-то никто нигде не пишет и на собеседовании мне тоже никто этого не сказал.

Между пунктами, "как себя позиционирует компания" и "что она представляет из себя на самом деле" огромная пропасть. 

Затронем тему "Сервис". 

И немного поговорим о еде! Я уже предвещаю сообщения «ты что на работу есть ходила??» Разумеется на работу я приходила работать, а не есть, и все же ни для кого не секрет, что бортпроводники на работе едят и у них своя экипажная еда. 
Эта фотография взята с просторов интернета (жаль сама не сфотографировала ).


Типичная картина ка кухне: бортпроводник открывает юнит с экипажным питанием, а ему на голову сыпется снег. Обычно коллеги шутят «Опять у нас рождество» или «Опа,с Новым годом!». 
Фраза «салатик хочешь погрызть?» вполне ходовая. Или «Как виноград, вкусный?- Да ничего, только ледяной, зубы сводит» . Снег салфеткой счищается, и поднос ставится обратно. Может быть в конце разворотки все это и оттает, но пока вот этим вот куском хлеба можно забивать гвозди. (кстати, это из бизнес класса…)


На самом деле еда была вкусная и разнообразная, но зачем нужно ее мне портить если не каждый рейс, то через один?

Пассажирам еду тоже портили . Привозят нам на борт телегу, пока везли- лед растаял, и в итоге еда в подносах плавает. (Именно плавает, покачиваясь) И вот стоят вокруг телеги 2-3 бортпроводника, и все это дело вытирают туалетной бумагой или салфетками. Кому нужен этот мартышкин труд? Почему нельзя не класть СТОЛЬКО льда?

Уверена, многие не знают, что бортпроводники разогревают мороженое в печках. Мороженое. В печках. Потому что оно настолько каменное, что в него невозможно засунуть ложечку. 
Честное слово, я чувствовала себя абсолютно глупо в такие моменты:
-а где мороженое?
-в печке
-а, ну да, как я сама не додумалась, логично же.

Ладно, все эти моменты протекают за шторкой и уровень сервиса в глазах пассажиров не понижают. А есть и те вещи, за которые сначала мне было стыдно, а потом стыдно мне быть перестало, потому что виновата не я.. продолжаем тему "высокого уровня сервиса". В кавычках, конечно..))

Пледы. Представьте рейс чуть меньше ,чем 3 часа. А теперь представьте 150 человек в эконом классе. Так вот, на 150 человек нам выдавали 10 пледов. Пассажиры приходят на борт, и сразу просят плед. В итоге 10 пледов раздаются очень быстро, как правило, все еще не успели прийти. Иногда ты уже пообещал кому-то плед, а оказалось, что твой коллега уже все отдал и ничего не осталось…вот он тот неловкий момент:

На случай что говорить в такой ситуации в руководстве прописана  фраза «К сожалению, все пледы мы раздали детям…»далее речь о том, что сейчас в кабине сделают потеплее, а пока мы можем предложить чай.

Во-первых бред, какие дети? Пассажир пойдет в туалет, и увидит, что пледы у молодой пары, подростка, толстого мужчины и у нескольких самых обычных людей среднего возраста. Детей на самолете может вовсе и не быть. Самое обидное, когда пледа не доставалось ребенку. Тут можно взять плед из бизнес класса, но тогда этот плед просят и остальные люди. Опять несправедливо.

Поэтому мой ответ был честным: пледа нет,  не потому что его раздали детям, а потому что грузят нам всего 10 штук в компании. Но мы сделаем потеплее и еще чай принесем, только, к сожалению, сейчас идет подготовка кабины к взлету, но я обязательно принесу чашечку чая после набора высоты. Человек сидит и мерзнет минут 15. Берите в самолет кофточки …:))

Закончим тему еды и перейдем к другим темам:)

Детские наборы…
Я проработала 4,5 месяцев. Из них месяц детских наборов точно не было. Они закончились. Понимаете, на месяц. Нет, не сразу, заканчивались они постепенно. Например, на рейсе 15 детей, а наборов 10… И ходи весь рейс объясняй почему ребенку через 2 ряда набор дали, а вам нет. Эх…. Сервис… с большой буквы, никак не иначе.

Отдельные воспоминания у меня связаны с щипчиками.             (которыми кладут лимон в чай, и которые я видела за все свои рейсы всего пару раз, потому что их не загружают). Заменой щипчикам обычно служит пластмассовая вилка, но... Не на рейсе, когда ты летишь с неадекватным инструктором. Мою вилку выкинули в помойку, потому что (цитата):
«Наша авиакомпания предоставляет высокий уровень сервиса. Пластмассовая вилка -это НЕ высокий уровень сервиса».

По причине, которую инструктор сам же озвучил, он принес из бизнес класса.... щипцы для хлеба и булочек. Я не сдерживаюсь и говорю:

-Неудобно будет, они большие и с дыркой
-Вилка не предназначена для лимонов
-Щипцы для хлеба тоже.
-Я тебе сказал, вилка не для лимонов.
-.....

Не меньше часа щипцами для хлеба я обслуживала пассажиров, расцепляя толстыми неудобными железками слипшиеся дольки лимона, которые то и дело ускользали от меня в размокшем картонном стаканчике. Уверена, пассажиры это оценили.

Теперь представьте самый обычный рейс, допустим Москва- Париж- Москва.

За 1,5 часа до рейса у меня брифинг, живу я близко, так что вышла 40 мин до этого. Потом три часа в одну сторону, час стоянки и три в обратную, все это время я работаю на каблуках и моя работа физическая. Легкий математический расчет и я работаю около 10 часов. Я устала, честное слово. Самолет приземлился, пассажиры вышли, я досмотрела свою зону на забытые вещи, я подняла все пледы с пола. Я обязана ждать на самолете пол часа пока нас не разгрузят. Пол часа прошло, я оформила "неразгруз", опломбировала кухню\ торговлю.  Как вы думаете, что я хочу? верно, я хочу ДОМОЙ.

Однако домой я часто уехать не могла. Дело в том, что пилоты уходят с самолета сразу после приземления и ухода пассажиров. Когда они выходят- машина их уже ждет. К бортпроводникам уважения намного меньше, нас забрать не спешат. Мой рекорд (не лично мой, а всей бригады) ожидания машины 40 минут. Искренне не понимаю, почему я должна сидеть в самолете лишние 40 минут, и мне это не оплачивается. И ладно бы это происходило не часто, так это было практически каждый рейс, я не могла уйти домой, потому что меня не забирала машина и я теряла 10-15-20 минут. Я же на работу приходила во время, почему меня не могли вовремя забрать с самолета??

Еще одна вещь по которой я не скучаю- это оборудование. Эти  телеги, которые постоянно не закрывались, если только ты со всей силы не ударишь ногой, сломанные замки, тормоза, колеса… Поэтому чуть ли не каждый рейс нужно оформлять акты…

АКТЫ! Мало того, что ты прождал пол часа, а тебя так и не разгрузили, тебе нужно оформить неразгруз. Это всего лишь лишние пять минут и к этому привыкаешь. Но бывает, что ты хочешь закрыть телегу на тросовую пломбу, а ее тоже не положили, и тебе нужно составлять ЕЩЁ один акт на недовложение…

Слишком много работы, которой быть не должно, если бы все стороны работали согласованно. В итоге за того что кто-то где-то не доработал работаю я, тратя лишнее время. 

Ну а теперь немножко о графике и командировках..




В месяц у меня было 18 рейсов. 6 дней в неделю я летала, все как в договоре). Для сравнения, в Эмирейтс бортпроводники выполняют 6-8 рейсов. А я летала в 3 раза больше, за зарплату в несколько раз меньше.

Странная это вещь- отдел планирования. У кого-то рейсов меньше,у кого-то больше.  Еще более странно- два человека с одинаковым стажем, одинаковыми оценками и одинаковым налетом получают РАЗНУЮ зарплату. (и разница не 100 рублей…).  Тут  вроде бы логично сходить в офис и выяснить это там, но про офис чуть дальше, он определенно заслуживает отдельного абзаца.

В конце концов мы все приходим летать не только из-за зарплаты, верно? На том, что я перечислила выше,  романтика не заканчивается.

Путешествия. Я изначально знала, что мне светит 1-2 командировки в месяц и к этому у меня претензий нет. Но...
Мне на собеседовании никто не говорил, что у меня будут ночевки 2 часа, а вам?

Выглядит это как: мы летим например Москва - Нижний Новгород. Рейс ночной. Мы едем в гостиницу, там ложимся спать, через 2 часа (!!!) встаем, едем на самолет и летим обратно в Москву. Делается это из-за того, что время вылета компании не выгодно, а устраивать эстафету тем более дорого, проще помучить один экипаж. Это действительно мучение, потому что сразу вы не уснете (представьте вы побегали на тренировке, вы приходите домой, вы устали? -Да. Но если вы рухните на кровать, вы мгновенно уснете? Нет. Даже если вы на чуть чуть уснете, проснетесь еще более усталым и разбитым, чем были до этого.

Я не просто так упомянула рейс в Нижний Новгород.
Сначала на самолете Старший бортпроводник говорит: сейчас я вам раздам талоны. Я сначала не верю что за талоны, и тут я его получаю в руки.

Написано:  «ТАЛОН, 2 ШОКОЛАДКИ, ЖВАЧКА»
С этим талоном подходишь в буфет в гостинице и меняешь его на 2 шоколадки и жвачку (на выбор! можно взять фруктовую или мятную). Это ваш ужин-завтрак, называйте как хотите. Я это, в совокупности с двумя часами сна, называю хамское отношение компании к своим работникам. В номере есть бутылочка с водой, про чайник точно не помню. В каких-то гостиницах не было и его. Я сфотографировала гостиницу:

Красота, правда? Как только зашла- сразу начала отдыхать.

Кстати, это переделанная больница. Могу ошибаться, но на первом этаже было большое стеклянное окно и надпись по трафарету «РЕГИСТРАТУРА». За окошком сидела бабушка- хранительница ключей.

К уважаемой компании, у меня  два вопроса:
1) вы правда думаете, что экипаж за два часа отдохнет?
2) что мы ложимся на подушку и сразу вырубаемся после того как хорошенько побегали по самолету?

Наплевательское отношение демонстрируется не только в работе, чего только стоит сходить в офис!

Свой первый день в офисе я помню. Я в белой блузке, черной юбке, с пучком, на каблуках, вся такая счастливая (я же почти стюардесса! )подхожу и говорю:
-Здравствуйте! У меня сегодня первый рабочий день! Вы мне сказали к Вам подойти!
-Ну и иди работай, раз рабочий день!
-…

Вот так он и прошел- первый день. Он начался с негатива, он так и закончился.
Мне нужно было подписать последнюю бумажку, вполне невинное действие. До сих пор помню номер стола, за которым сидела эта женщина.

-Здравствуйте, мне нужна ваша подпись!
-После четырех.-(время час)
-...всего одна подпись
-Я сказала после четырех.

Ровно с часу до четырех я просидела на стуле напротив ее. Она пила чай, болтала с коллегами, отходила и снова болтала на отвлеченные темы. Ровно в 4: 01 она поставила мне свою подпись. Она не потратила и секунды, чтобы посмотреть мой документ.

Думаю картина отношения к бортпроводникам выстроилась, но пожалуй я еще упомяну женщину, которая сказала "мне некогда" и в это время подпиливала ногти. (на клавиатуру).

Досталось мне даже когда я увольнялась( казалось бы, да оставьте вы меня уже в покое!)

Начальник не -буду-говорить-какого-отдела сказала мне, что лучшей работы я никогда (!) в жизни не найду, что я не понимаю от чего я отказываюсь(!) и что я теряю. Что приползу умолять ее взять меня обратно.

Так, к слову, работу я нашла за 3 дня с зарплатой повыше. А про то, что я ни секунды не жалела, думаю и так понятно:))

Когда расписывалась в журнале, спрашиваю: «Много в день увольняется?»
-Смотри, ты десятая сегодня… - а время-то всего 10 утра, обычный будний день.

Вот и ответ на вопрос «Почему каждую неделю на обучение садится новая группа из 20 человек». Не потому, что самолеты новые приходят, а потому, что текучка кадров постоянная.

Ну и последнее.. форма. Стыд и позор, но за пол года мне не выдали половину формы. Закончились на пол года пилотки, сапоги, пальто, пуховики, платочки, фартуки. Интересно, что одно время пилотки на складе можно было купить, а бесплатно получить нельзя, хотя полагается. Поэтому в моем чемоданчике всегда лежали рапорты, и я должна была внимательно следить за числом и каждый месяц писать новый и заверять в офисе..:)) Еще я летала в одном платье, потому что второе мне не дали.

Кто-то в обсуждениях, где каждое второе сообщение "куплю пилотку\ фартук\ платочек…" (нужное вставить) спросил: «Ребята афл, вам что, форму не выдают?»
Неа, не выдают.

Хотя встречались и на учебе, и в рейсах, прекрасные интересные люди, были и веселые позитивные рейсы, но весь негатив, который компания сама себе создала, делает  атмосферу, в которой работать невыносимо.  Не в работе я разочаровалась, а в компании.

Забавно, что в инстаграме люди выкладывают фотографии в форме и пишут хэштег «любимая работа», а ты им звонишь через 5 минут, и говоришь «Да я смотрю ты свою работу любишь?))))», а ответ тебе..
В ответ тоже самое, что написала я выше, только без цензуры.

Или те, кто выставляет вот такие фото:

и подписывают "Вид из моего офиса..."
Серьезно? Давайте откровенно, на рейсе с полной загрузкой некогда присесть и выпить стакан воды,  а документы заполняешь на посадке. Когда вы там в окно смотрите? Ну и если совсем откровенно, то окно на двери диаметром 10 см, не совсем оно подходит видами любоваться...:))

Примерно те, у кого "вид из офиса шикарный", рассказывают о том, как они много путешествуют. Может кому-то и везет, и раз в месяц вам ставят суточный Мале, но очевидно везет так не всем. У моих знакомых было и такое:)))

-Получила допуск на 330?
-Да
-Ну и как? Куда летаешь?
-... разворотки в Симферополь.

3 человека с кем я училась уволились так же как и я, спустя пару месяцев после обучения. И причина у всех одна: эта работа стоит куда больших денег, чем то, что приходит на карточку. И я, и кто-то другой, поработали бы какое-то время, если бы это компенсировалось хоть чем-то... Командировками, человеческим графиком... За те же деньги, но на земле, не нужно корчиться, гробя свое здоровье.

Я могла бы писать этот пост бесконечно, но он должен когда-то закончиться. Здесь стоило бы упомянуть отношение врачей на Соколе (не всех, моя врач была замечательная, но к сожалению такие не все). Или что спустя месяц после того, как я уволилась, бортпроводников обязали убирать самолет на стоянке вместо уборщиков. (Во имя безопасности, конечно, не экономии!) Писать о том, что расширение обязанностей ввели без согласия и без доплаты, думаю не стоит, это очевидно.

На этом,пожалуй, все... 
Кто-то прочитал и посмеялся, кто-то,возможно, подумал, что не так уж и жалко, что у него летать не сложилось, кто-то сейчас напишет гневный комментарий из серии «какая же ты заносчивая, надо было думать куда идешь» :))

Цель была рассказать правду такой, какая она есть. Сможете ли вы так работать, понравятся ли вам такие условия -решать вам. Мне совсем не очень пришлось по душе..

Но я желаю всем иметь крылышки. И лучше не на форме, а за спиной.




18 комментариев :

  1. Неожиданно...Эх, Аэрофлот. Спасибо, что поделились правдой, а то обычно пишут что ванильно-розовое и возгласы "Как все чудесно!"

    ОтветитьУдалить
  2. С огромным интересом прочитала данный пост! Большое спасибо! Никогда не считала эту работу романтичной, но, отчасти, наверное, по причине того, что мне было бы элементарно страшно работать в самолете :)

    ОтветитьУдалить
  3. А ты вообще бортпроводником работать шла или ксенией собчак? Любая стюардесса знает , что это конский труд, а не мальдивы с 200 тысячами зп.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не знала, когда шла, например. И я не автор, если что.

      Удалить
    2. Конский труд это одно. А когда нарушают твои трудовые права,когда воруют из зарплаты ,подделывают твою подпись в финансовых приказах, создают отвратительные условия работы,которая предполагает и так,как вы сказали,конский труд это совсем другое. Статья не о тяжелой работе,а о том,как вытирают ноги и катаются на шее великие управители страны нашей. В данном случае конкретно Аэрофлот. К сожалению алфавит знаем ,а что написано понимать не научились.

      Удалить
  4. у меня друг работал в трансаэро, после закрытия их в аэрофлот кинули. сейчас тоже там работает и примерно то же самое рассказывает(( по сравнению с трансаэро адский ад. в трансаэро у них и коллектив хороший был и зп и командировки. у них как раз сейчас эстафета в инстаграмме "год без трансаэро". по многочисленным отзывам можно понять ,как там хорошо было. и кстати при нормальном налете он в аэрофлоте получает 60-70 тысяч,не больше

    ОтветитьУдалить
  5. О!да!...на просторах соц.сетей все так скучают о трансаэро) много у меня было там знакомых стюрок ...прям все забыли,как оно(трансаэро) издевалось над своими бортаками. Зп 28т.р.невыносимый график, а так же кроме Мальдив,,, Анадыри на 10дней �как оно в суды подавало-якобы им должны за обучение провода....так уж память у человека устроена, что помниться только хорошее.

    ОтветитьУдалить
  6. А вообще автор настолько хорошо описала все нюансы работы бортпроводника! Я вот успела полетать аж в двух а/к не в афл.и в них то же самое всё! Да и в афл хватает знакомых) говорят все одно и тоже! Вывод-сейчас в гражданской авиации РФ бортпроводником работать можно только если уж совсем никуда не сгодился) это эксплуатация в чистом виде.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за такой обстоятельный рассказ о самой лучшей авиакомпании России!)) здесь кто-то в комментах написал отбарабанен в 60-70 тыс, вы серьёзно? Слышала, что 60 может получать старший провод, а обычный 50-55, редко когда больше. На самом деле такое отношение к сотрудникам практически в любой крупной организации в россии, это ментальность у россиян такая. Как не заплатить, как побольше обязанностей прибавить, а зарплату урезать и т.д. Не лечится. По нашей жизни бортпроводникам нужно стремиться в иностранные авиакомпании, там и работы меньше, и отношение лучше и зарплата в 2 раза больше. Ну, а автору удачи, спасибо, что открываете глаза на то, как на самом деле обстоят дела в Аэрофлоте.

    ОтветитьУдалить
  8. Чистая правда! Я проработала в Трансаэро с 2010 по 2013 и, как уже можно догадаться, уволилась задолго до распада. А причина (ну, скажем, одна из основных) - как раз в отношении компании к сотрудникам. Оно постепенно становилось таким, как сейчас в афл. Зарплата стала стремительно снижаться, командировки в хорошие места (Мальдивы, Куба, Бали, Доминикана, Канада) сменились на эстафеты в Анадырь, Магадан, Якутск и прочие прекрасные города нашей страны. И всё бы ничего, но. Нет заграничных эстафет-нет и суточных. Можно долго ещё описывать все нюансы работы в Трансаэро, но в общем и целом автор статьи всё и так полно описала. Тем не менее, я благодарна этой компании за хорошие командировки (а у меня их было действительно много в первые два года работы) и за новые знакомства с прекрасными людьми, коих тоже в этой компании было немало. Конечно, неадекватные инструктора портили всю картину, но подобные люди, занимающие явно не своё место, есть в любой компании. Так что светлая память Трансаэро и искренне желаю удачи, терпения и найти достойное место всем ребятам, кто по-прежнему трудится на бортах самолётов, делая полёт для пассажиров (теперь я отношусь к этой категории, чему несказанно рада) безопасным и приятным.

    ОтветитьУдалить
  9. Автору данного поста надо писать книгу про реальную жизнь борпроводника! Я так вчиталась в самом начале, что мне действительно не хотелось, чтобы статья закончилась. Но я хочу сказать спасибо автору - потому что мне сейчас 23 и я собиралась пойти работать в Аэрофлот. Я была на легкой стадии, которую все называют - "просто попробовать". Но сейчас я серьезно задумалась, а стоит ли...

    ОтветитьУдалить
  10. Не удивила. Все везде одинаково. Кому-то повезло с работой, кому-то нет.

    ОтветитьУдалить
  11. У меня тут полёт в воскресенье намечается. Кажется на бортпроводников я теперь буду смотреть с сочувствием. Раньше никогда не задумывалась об этой профессии.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Благодарю за правдивый пост. На самом деле, мне невероятно жаль что в России все делается через задний проход(простите за грубость). Я получил диплом юриста и отказался от работы в этой сфере потому что умных и честных здесь не любят. Будь как все и будет тебе счастье, ни о какой совести, понятное дело и речи быть не может. В гражданской авиации тоже самое. Ничего не поделать что в России все что связано с государством и деньгами - порочно по опреденению и суваться туда не стоит! Я перелопатил множество разных источников и везде пишут аналогичную инфу. Немного обидно, что мои ожидания не сошлись с суровой Российской реальностью. Но ничего, попробую в Арабский авиалинии. А Аэрофлоту удачи, надеюсь, что совесть у них, все-таки когда-нибудь проснется!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Блин, а я так хотела стать бортпроводником:( теперь расхотелось лол

    ОтветитьУдалить
  15. Работал проводником пассажирских вагонов в РЖД, такая же уйня, как и бортпроводником воздушного судна. Лучше в офис ходить на работу 5 дней в неделю !

    ОтветитьУдалить